конкурентноспособность нашего судостроения, возрождение отечественного флота, газовозы, транспортировка газа

"Вклад Лоуренса Аравийского в судостроение."

"Томас Эдуард Лоуренс, Лоуренс Аравийский

Модель спасательного катера Королевских ВВС

Рис.1 Модель спасательного катера Королевских ВВС в экспозиции Мальтийского авиационного музея (Мдина, Мальта).

Личность Томаса Эдуарда Лоуренса (1888 – 1935 гг.), полковника Лоуренса или «Лоуренса Аравийского» знаменитого британского разведчика, талантливого учёного востоковеда, теоретика и практика партизанской войны широко известна. Достаточно хорошо освещена и его роль в Арабском антитурецком восстании в годы Первой мировой войны.

А вот то, что он внёс серьёзный вклад и в кораблестроение известно далеко не всем. Причём его работа в данном направлении оказала, уже после его смерти, значительное влияние на ход и результаты Второй мировой войны. Но, обо всём по порядку.

Разносторонне образованный, любознательный, склонный к самообразованию, обладающий острым аналитическим умом Лоуренс прекрасно понимал, что итоги Первой мировой войны чреваты новым глобальным военным конфликтом, которого Великобритания не сможет избежать. Он догадывался о той роли, которую в войнах будущего будут играть новые виды оружия, новая техника: пулемёты, миномёты, но прежде всего танки и самолёты, новые методы вооружённой борьбы –то, что позже назовут «глубокой операцией», а также «вертикальным охватом» и «воздушно-наземной операцией».

Модель спасательного катера Королевских ВВС

Рис.2 Модель спасательного катера Королевских ВВС.

Для того что бы лучше понять возможности и перспективы новой техники с которой он познакомился ещё во время войны в пустыне (Лоуренс сам водил броневик) после окончания войны полковник Лоуренс служит рядовым сначала в танковых частях, а затем в авиации. Причём это была не просто рутинная служба и не только учёба. Это было активное творчество.

Он одним из первых понял особую ценность самолёта и особенно лётчика в грядущей войне. Действительно самолёт едва ли не сложнейшая военная машина. При этом она же и едва ли не самая универсальная. Начиная со второй мировой войны, самолёт в равной мере стал главной ударной единицей и важнейшим боевым фактором, как в сухопутной, так и в морской войне. Естественно, что ещё большей ценностью, чем самолёт является военный лётчик. Действительно, лётчик, пожалуй, самый сложный в подготовке военный специалист. И, самый, трудно заменимый в случае потери. Об этом свидетельствует опыт Второй мировой войны. И Германия и Япония до конца войны производили боевые самолёты. Причём, достаточно современные, и хорошего качества. А вот лётчиков для них не хватало, чего нельзя сказать о Великобритании и США. В чём причина? В скромных трудах Томаса Эдуарда Лоуренса. Который не только предвидел подобный ход событий, но и сделал всё возможное для спасения жизни британских лётчиков. По крайней мере, в том случае, когда воздушный бой происходил над морем. Подобный приоритет, в общем-то, понятен – Великобритания островное государство и в любом случае её оборона связана с военными действиями на море или над морем, что подтвердилось опять-таки Второй мировой войной - «Битва за Англию» это битва в воздухе.

Модель спасательного катера Королевских ВВС

Рис.3 Модель спасательного катера Королевских ВВС.

Сегодня это очевидные истины. Но в 20-е, 30-е годы ХХ века это приходилось доказывать.

С 1929 года Лоуренс в течение двух лет, убеждал министерство авиации в необходимости и возможности постройки специальных катеров для комплексного обслуживания самолётов, которые могли бы буксировать гидросамолёты, не давать им утонуть в случае аварийной посадки на воду, спасать экипажи сбитых и аварийных самолётов. В этом деле ему помогли энтузиазм и восприимчивость к техническим знаниям а также сотрудничество с другим талантливым человеком – предпринимателем-катеростроителем Хубертом Скотт –Пейном (1891-1954) владельцем компании «BritishPowerBoat» , начинавшим бизнес с создания гидросамолётов. Они опирались на опыт Первой мировой войны, когда британские торпедные катера типа МТВ успешно использовались для спасения экипажей сбитых над морем самолётов.

Первый образец катера для Королевских ВВС (RoyalAirForce – RAF) появился уже в 1930 году. Его обводы и корпус были спроектированы при участии ещё одного талантливого человека - инженера Фреда Купера (к тому времени покинувшего фирму Скотт-Пэйном и перешедшего на работу в «Воспер»).

Хуберт Скотт-Пейн (на баке) на испытаниях катера.

Рис.4 Хуберт Скотт-Пейн (на баке) на испытаниях катера.

Катер ASRL (air/searescuelaunch) имелкилеватыйкорпус с V- образным развалом бортов по всей длине корпуса и плоскую корму. Редан отсутствовал. Корма была сконструирована таким образом, чтобы иметь возможность зайти между поплавками повреждённого гидросамолёта и удерживать его на плаву. Катер длиной 11,3 м оснащался двумя моторами фирмы «Meadows» мощностью по 100 л.с. каждый. Он имел скорость 23 узла и обладал хорошей мореходностью. Катер обслуживался экипажем из двух человек.Облик катера, его общее расположение в значительной мере были сформированы Лоуренсом, потратившим много времени и сил на испытания и доводку катеров.

Было заказано 18 таких катеров. В дальнейшем, в 1934 году пришло понимание необходимости увеличения размеров катеров, что обеспечило бы им большую мореходность. В качестве исполнителя вновь была избрана компания Скотт-Пэйна. Авиаторы испытывали к нему особое доверие также и по той причине, что прежде он строил самолёты и сам также был лётчиком.

Модель спасательного 64-футового катера Королевских ВВС в экспозиции Мальтийского авиационного музея (Мдина.Мальта).

Рис.5 Модель спасательного 64-футового катера Королевских ВВС в экспозиции Мальтийского авиационного музея (Мдина.Мальта).

Длина нового катера составила 19,5 м (64 фута). Силовая установка состояла из трёх двигателей мощностью по 500 л.с. каждый. Автономность катера – двое суток. Дальность плавания составила 500 миль при скорости 32 узла и 800 миль экономическим ходом. В штилевых условиях катер развивал скорость в 37 узлов. Он мог осуществлять спасательные операции даже при 6-ти бальном волнении. Сидячими местами было обеспечены 22 человека.

По этому проекту фирма «BritishPowerBoat» построила две серии катеров. В 1936-1940 годах первую серию – 22 катера длиной 64 фута (19,5 м), затем в 1940 -1942 г. 100 катеров длиной 63 фута (19,2 м). Вооружение, необходимое для самообороны, первоначально составляли два пулемёта калибром 7,72 мм, размещаемых на турелях под прозрачными колпаками. Затем добавили третий пулемёт на такой же турели под прозрачным колпаком. В дальнейшем оно усиливалось установкой дополнительных пулемётов и автоматических пушек.

64-футовый спасательный катер.

Рис.6 64-футовый спасательный катер.

Эти маленькие катера внесли свой большой вклад в победу, находясь повсюду где только была водная поверхность над которой сражались Королевские ВВС, будь то Северное Море, Воды Ла-Манша, Средиземноморье или Юго-Восточная Азия.

Примеру британцев последовали американцы, также развернувшие широкомасштабное строительство поисково-спасательных катеров для авиации. Их водоизмещение составляло 27,2 тонны. Длина - 19,2 м, ширина -4,57 м, осадка - 1,2 м. Силовая установка: два двигателя мощностью по 630 л.с. каждый. Максимальная скорость хода 25 узлов, экономичная 9 узлов, Дальность плавания экономичным ходом 490 миль. Вооружение 1- 20 мм орудие и 2 установки спаренных пулемётов.

В постройке спасательных катеров принимала участие верфь «JohnTrumphy&Son» в Майами. 60 таких катеров в 1944-1945 годах были переданы СССР по Лендлизу. Они входили в состав Северного, Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов и приняли участие в войне. Однако использовались они не по прямому назначению, а в качестве малых охотников за подводными лодками и сторожевых катеров. Основу их противолодочного вооружения составили 32 малые глубинные бомбы. При всём при том, что фактически службы спасения сбитых лётчиков у нас на начало войны не было и до конца войны она так и не была создана. Хотя нужда в ней очевидно была. Ведь, когда, например, был сбит знаменитый ас Северного флота Борис Сафонов (он выбросился со сбитого истребителя на парашюте) на его поиски и спасение командование высылало эсминец! Увы! В район воздушного боя эсминец прибыл поздно. Да, и скажем честно, для спасательных операций он не приспособлен. Спасти лётчика не удалось.

Спасательный катер Королевских ВВС. Скорость хода 26 узлов.

Рис.8 Спасательный катер Королевских ВВС. Скорость хода 26 узлов.

Спасательный катер Королевских ВВС

Рис.7 Спасательный катер Королевских ВВС

А вот американские спасатели на специальном катере спасли своего будущего президента Джорджа Буша старшего, который в годы Второй мировой войны также был военным лётчиком и также был сбит.

Авиационный спасательный катер американской постройки на службе в Советском ВМФ в качестве малого охотника.

Рис.9 Авиационный спасательный катер американской постройки на службе в Советском ВМФ в качестве малого охотника.

В Германии Люфтваффе располагало катерами для управления полётами и осуществления спасательных операций (Flugsicherungsboot). Однако работы в данном направлении немцами были начаты позже. Соответственно характеристики катеров были ниже, чем у союзников. Да и количественно их было не так много. Кроме того также как и в СССР часть спасательных катеров (21 единица) была переоборудована в малые охотники за подводными лодками.

Примером подобного катера Люфтваффе может служить «WB 26» использовавшийся после войны Военно-морским флотом ГДР в качестве патрульного, а затем учебного корабля. Его водоизмещение 80 тонн, Длина 27,5 м, ширина 5,14 м, осадка 1,4.м. Суммарная мощность двух двигателей составляла 600 л.с., а скорость 12 узлов.

Рис.10 Германский спасательный катер«WB 26.»

В целом, флот катеров Люфтваффе, строившийся различными фирмами, сильно отличался характеристиками. Так в нем были катера со скоростями 32 узла (типы:FL.A-401, FL.A-402) и катера, чья скорость составляла 11 узлов (FL.B-101). Силовая установка германских катеров всегда двухвальная. Вооружение состояло из 1 - 8 пулемётов, и от одной до четырёх 20 мм автоматических пушек. Численность экипажей от 7 до10 человек.

Так что, как видим, Томас Эдуард Лоуренс дал жизнь новому важному классу вспомогательных катеров. Вспомогательных, но зачастую оказывающих решающее значение на исход военного противостояния! Но пожалуй самое главное то, что они просто спасли жизнь многим людям, не зависимо от того к какому из враждующих лагерей они принадлежали.

Библиография.

1. Бережной С.С. Флот СССР Корабли и суда Лендлиза. СПб, Велень, 1994., 400с.

2. Б.Лиддел Гарт. Полковник Лоуренс. Лоуренс Аравийский. М. АСТ. 2002. , 574 с.

3. Патянин С., Морозов М., Нагирняк В. Кригсмарине Военно-морской флот Третьего Рейха. М. Коллекция, Яуза, Эксмо., 2009., 432 с.

4. Питер дю Кейн. Быстроходные катера. Л. Судпромгиз. 1960., 330 с.

5. Тарас А.Е. История торпедных катеров XIX –ХХ вв. М. АСТ, Минск, Харвест., 2005., 416 с.

6. Hans Mehl, Knut Schäfer, Ulrich Israel. Vom Küstenschutzbootzum Raketenschiff. Militärverlag der Deutschen Demokratischen Republik. Berlin,1986

"Томас Эдуард Лоуренс, Лоуренс Аравийский

К.т.н., доцент Трифонов А.В., Асоцкий М.М. Павлущенко А.Н.

Читать другие статьи

На главную страницу