"Проект стандартного судна для малых рек."

проекты стандартного судна для малых рек, поколения стандартных судов, типоразмерный ряд, базовый проект, граничные условия, цилиндрическая вставка

Флот, эксплуатируемый на малых реках отличает ряд специфических черт. Прежде всего, это разнообразие решаемых задач. Помимо транспортировки грузов и пассажиров суда используются на рыбном промысле и в товарном рыбоводстве, при гидротехническом строительстве и добыче полезных ископаемых, на лесосплаве, а также при научных исследованиях. Широко применяются суда для рекреации, спасения человеческой жизни, обеспечения правопорядка, ликвидации последствий стихийных бедствий. Все это определяет значительную разнотипность судов, необходимость оптимизации их характеристик под решение различных задач.

В то же время, судовладельцы эксплуатирующие флот на малых реках – это товаропроизводители (как юридические, так и физические лица), использующие его на внутрихозяйственных и внутрицеховых перевозках. Это стимулирует стремление снизить затраты на приобретение и содержание флота. Соответственно, едва ли не самой важной характеристикой судна становится его стоимость, и наиболее конкурентоспособными на данном сегменте рынка являются, прежде всего более дешевые суда.

Уменьшение же строительной стоимости возможно только при условии крупносерийного строительства, чему препятствует разнотипность флота. Выход из этого порочного круга возможен только на путях широко внедрения опыта межпроектной унификации, который накоплен в морском судостроении при создании так называемых стандартных судов.

Стандартными называют суда строящиеся по проектам разрабатываемым по инициативе судостроительного предприятия основываясь на запросах рынка, а не по техническому заданию заказчика.

Основу стандартного проекта составляют:-корпус с вполне определенными оконечностями, но варьируемый длиной цилиндрической вставки (иногда может использоваться типоразмерный ряд заранее спроектированных оконечностей);-заранее проработанные варианты конструкции палубы, бортов, днища, при сохранении теоретических обводов и основных толщин связей ( например, варианты конструкций для лесовоза, контейнеровоза, танкера, рудовоза);-одна силовая установка, либо их ограниченный типоразмерный ряд;-типоразмерный ряд движителей;-заранее разработанные судовые устройства в зависимости от варианта, например, краны, вместе со стандерсами, колонны со стрелами и лебедками, аппарели, пандусы и рампы и т.п.-максимально-возможное использование модульных принципов, как при проектировании, так и при постройке.

Различают четыре поколения стандартных судов:

Первое – суда характеристики которых ориентированы на удовлетворение требований максимально большего числа заказчиков одного сегмента рынка (без существенного изменения конструкции судна).

Второе поколение – это проекты предусматривающие различные варианты постройки судна в рамках одного класса (типа). Например, сухогруз в вариантах с дизельной лил паротурбинной установкой, с кранами или со стрелами. При этом размерения и водоизмещение судна существенно не меняются.

Третье поколение – проекты предусматривающие возможность варьирования, не только отдельных комплексов составляющих судно, но и существенное изменение размерений (обычно за счет цилиндрической вставки, обводов заменой оконечностей). При этом на основе базового проекта могут создаваться варианты судов различного назначения. Например, на базе танкера – контейнеровоз, на основе универсального сухогруза – навалочник, и т.п. Естественно, что подобный подход требует высокой степени межпроектной унификации.

Четвертое поколение – суда, проекты которых позволяют осуществлять заранее предусмотренные послепостроечные модернизации в ходе эксплуатации судна за счет доходов, получаемых от нее. Тем самым, снижается стоимость судна при поставке и сокращается построечный период.

Изучение автором особенностей стандартных проектов позволило выявить основные тенденции в их развитии и разработать методику оптимизации характеристик стандартных судов. При этом обнаружилось, что важнейшим фактором определяющим возможности создания стандартного проекта является близость, либо совпадение граничных условий накладываемых на рост водоизмещения и главных размерений судов рассматриваемых групп – представителей (классов и типов).

Анализ условий эксплуатации флота на малых реках, показал наличие именно здесь таких условий в виде: ограничений обусловленных судовым ходом (глубина, ширина, радиус скругления, высота мостов и путепроводов); максимально допустимой скоростью (по условиям предотвращения размыва берегов); размерами партий грузов и пассажиров; габаритами, обеспечивающими транспортировку судна железнодорожным либо автомобильным транспортом.

Наложение полученных граничных условий на рост водоизмещения сделало возможным получить характеристики типоразмерного ряда базовых проектов судов, обеспечивающих выполнение большинства задач в бассейнах малых рек. Этот типоразмерный ряд представлен в нижеприведенной таблице.

В таблице приняты следующие обозначения:L – длина по конструктивной ватерлинии; B – ширина по конструктивной ватерлинии; T – осадка по конструктивную ватерлинию; D – водоизмещение; G – грузоподъемность; N – мощность.

ТАБЛИЦА ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК БАЗОВЫХ ВАРИАНТОВ

Таблица основных характеристик базовых вариантов

На основе типоразмерного ряда были подготовлены технические задания на базовые проекты судов. В соответствии с техническим заданием на судно грузоподъемностью 20 т. разработан проект "Шкипер - 20ПМ", а также проект технологической оснастки для его постройки.

Основные технические характеристики:

Это судно с трюмом размером 2,6 х 20 м оснащенное носовой аппарелью, способно перевозить любую колесную технику, а также стандартные 20-ти футовые контейнеры (1 контейнер со 100% загрузкой, либо 2 при 50% загрузке), что делает его поистине универсальным. Применяя наливной или рефрижераторный контейнер, без труда можно получить танкер или рефрижераторное судно. Оригинальное грузовое устройство, позволяет судну самостоятельно осуществлять погрузку (выгрузку) любых укрупненных грузовых мест (контейнеры, пакеты, ящики, груз на поддонах, балки и т.п.) массой до 20 тонн. Мелкотарные грузы могут быть погружены с помощью двух стрел грузоподъемностью 0,8 тонны каждая. Откидные сиденья в трюме, делают возможной перевозку 12-ти пассажиров.

Наличие носовых упоров, позволяет осуществлять толкание несамоходных судов, а совместное использование подвесных моторов с откидными носовыми рулями обеспечивает повышенную управляемость. В дополнение к якорному, судно оборудовано свайно-закольным устройством, обеспечивающим стоянку на минимальных глубинах при высокой скорости течения.

Двойные борта делают судно непотопляемым даже при полном заполнении трюма водой. Мощность и скорость могут варьироваться установкой соответствующих подвесных моторов, количество которых может меняться от 1 до 4-х.

Размеры судна позволяют осуществлять его перевозку по железной дороге, как груз 4-й степени негабаритности.

По желанию заказчика судно может быть оснащено стационарным двигателем мощностью до 55 кВт (75 л.с.) с передачей на кормовое поворотное гребное колесо, оборудоваться тентом и жилым модулем контейнерного типа (с биотуалетом).

Головное судно по этому проекту (в упрощенном варианте) построено на Хлебниковском машиностроительно-судоремонтном заводе и сдано в 2002 году заказчику для эксплуатации в бассейне реки Мологи.

Литература:

1. Барабанова М.Н. Суда стандартных проектов – их настоящее и будущее. Судостроение – 1994. - № 2-3.

2. Барабанова М.Н. О межпроектрной унификации судов при модульном проектировании. Судостроение – 1994. - № 5-6.

3. Ваганов Г.И., Паленко В.Г., Вьюгов В.В., Минеев В.И., Врублевская Л.Н., Федотова Т.А. Инструкция по нормированию габаритов судов и толкаемых составов. Горький: ГИИВТ, 1980.

4. Горбунов Ю.В., Любимов В.И., Гамзин Б.П. Суда для малых рек. М. Транспорт. 1999.

5. Павленко В.Г., Сахновский Б.М., Врублевская Л.Н. Грузовые транспортные суда для малых рек. Л. Судостроение, 1983.

проекты стандартного судна для малых рек, поколения стандартных судов, типоразмерный ряд, базовый проект, граничные условия, цилиндрическая вставка

К.т.н. доцент Трифонов А.В.

Читать другие статьи

На главную страницу