А.В. Трифонов. "Речные рыбацкие суда" (отрывок)

промысловые суда, рыбоводство, рыболовство, рыбный промысел

Суда флота рыбного хозяйства внутренних водоёмов. История и перспективы развития.

Данная книга посвящена флоту рыбного хозяйства внутренних водоёмов. Она рассказывает о промысловых судах, а также о судах и плавсредствах обеспечивающих товарное рыбоводство.

В книге кратко изложена история флота рыбного хозяйства внутренних водоёмов, рассмотрены основные классы его составляющих, даны характеристики наиболее интересных судов-представителей. Работа даёт представление об основных архитектурно-конструктивных типах этих судов, соотношениях главных размерений, особенностях конструкции и устройства. В ней отражены основные тенденции в развитии судов рассматриваемых классов, содержатся рекомендации по их проектированию.

Монография предназначена для лиц занятых проектированием, постройкой, технической эксплуатацией, поставкой и закупкой судов рыбного хозяйства внутренних водоёмов, специалистов работающих в области промышленного рыболовства и товарного рыбоводства. Она может быть полезной для преподавателей и студентов кораблестроительной специальности, научных работников, а также для всех интересующихся флотом рыбного хозяйства.

Предисловие

Так сложилось, что флот рыбного хозяйства внутренних водоёмов традиционно находится «в тени» большого флота морских промысловых судов. По крайней мере, автору не встречались книги, содержащие достаточно полное описание истории, конструкции, особенностей проектирования этих интересных судов. Хотя, если честно говорить, то и «большой» промысловый флот в последнее время также обделён вниманием.

К сожалению, никто из ветеранов и ныне работающих специалистов отрасли не спешит описать основные этапы становления и развития рыбацкого флота пресных вод, рассказать о самобытных типах судов сформированных отечественной проектно-конструкторской школой.

Всё это, а также желание поделиться знаниями, накопленными за годы работы в данном направлении, привело к написанию представляемой книги.

Рыбохозяйственный флот внутренних водоёмов России достаточно велик (это тысячи судов и плавсредств), имеет интересную, пока ещё не изученную историю. Когда-то, до революции 1917 года именно на внутренних водоёмах добывалось до 80% всей рыбы. Конструкция многих промысловых судов традиционных типов имеет многовековую историю, уходящую в XVI - XVII века и даже раньше. Некоторые типы сформировались во взаимодействии с культурой соседних народов и отражают как специфику ведения промысла в конкретном регионе, так и влияние местных природных факторов.

Собственно суда «традиционных типов» составляли основную часть промыслового флота до начала XX столетия, когда постепенно стал формироваться новый облик флота, прежде всего под влиянием внедрения механических двигателей, средств механизации лова.

Радикальное изменение облика флота произошло в 1940-1960-х годах, когда были созданы принципиально новые типы и классы судов, что было обусловлено широким внедрением сварных, стальных корпусов, двигателей внутреннего сгорания, механического привода на промысловые устройства.

Совершенствование промысловых судов и плавсредств обслуживающих товарное рыбоводство осуществлявшееся в 1970 - 1980 -х годах позволило накопить ценный опыт проектирования, постройки и эксплуатации, который, безусловно, может быть востребован в новых условиях.

Соответственно главные цели этой книги: сохранение и систематизация сведений о флоте рыбного хозяйства внутренних водоёмов; анализ основных характеристик судов и попытка прогноза дальнейшего развития.

Автором рассматриваются суда проектировавшиеся и строившиеся исключительно для внутренних водоёмов. Морские промысловые суда, использовавшиеся на внутренних водоёмах упоминаются в тексте без приведения подробных характеристик, за исключением тех случаев, когда они могут рассматриваться в качестве перспективных прототипов. Такой же подход применён и к речным судам транспортного, служебновспомогательного и технического флота использовавшимся в рыбном хозяйстве, а также малым промысловым судам, занятым в прибрежном промысле.

Условия эксплуатации флота рыбного хозяйства внутренних водоёмов. Его роль на промысле и в товарном рыболводстве.

Начиная книгу о флоте рыбного хозяйства внутренних водоёмов, прежде всего, необходимо сформулировать, что такое «внутренние водоёмы». Этот широко используемый в профессиональной среде термин, к сожалению, не имеет однозначного определения. Однако в любом случае под ним принято понимать всю совокупность рек, озёр, водохранилищ, каналов, прудов имеющих рыбохозяйственное значение, т.е. пригодных для промысла или товарного рыбоводства. Сюда же могут быть включены некоторые морские лиманы и заливы, имеющие замкнутый характер, гидрографические характеристики которых ближе к озёрным, чем к морским.

Общий рыбохозяйственный фонд России составляет 19,9 млн. га озёр, около 5,0 га водохранилищ и около 0.4 млн. км рек.

Если говорить о разделении рыбохозяйственных судов на «озёрные» и «речные», то здесь действуют несколько иные подходы, чем при классификации судов Речным Регистром. Под «озёрным» плаванием, применительно к промысловым судам принято понимать плавание в озёрах, водохранилищах и в устьях рек, где наибольшая ширина водоёма превышает 10 км. «Речное» плавание - в реках, озёрах и водохранилищах, где наибольшая ширина водоёма не превышает 10 км. При этом, как и в Правилах Речного Регистра предполагается, что максимальная высота ветровой волны в озёрных условиях не превышает 2 м, а в речных 1,2 м. Таким образом, здесь налицо введение дополнительного определения - ширины водоёма.

Плавание по озёрам: Байкалу, Ладожскому и Онежскому, относящимся к внутренним водоёмам, в практике промыслового флота принято считать «морским» (в соответствии с классификацией Речным Регистром это бассейны разряда «М»).

Существенной особенностью рассматриваемого флота является то, что он преимущественно состоит из малых и маломерных судов. Поэтому лишь небольшая его часть классифицируется Речным Регистром и имеет соответствующий класс. Технический надзор за остальной (большей) частью флота осуществлялся Госрыбфлотинспекциями и в некоторых случаях ГИМС (Государственной инспекцией по маломерным судам). В то же время, значительная часть промысловых палубных судов, неподнадзорных Речному Регистру проектировались и строились в соответствии с его Правилами. По ним определялись толщины связей, размеры конструкций.

Определение же района плавания и классификация таких судов осуществлялись исходя из ведомственных «Технических требований к остойчивости и надводному боргу маломерных (палубных) рыболовных судов».

Основной нормативный документ, который определял требования к беспалубным судам (лодкам), это «Временные технические требования к остойчивости и надводному борту беспалубных судов промыслового флота». Также на основе ведомственных нормативов определялся состав и характеристики судовых устройств и систем. В дальнейшем (1998 г.) Гипро-рыбфлотом были разработаны «Правила классификации, проектирования, постройки и оборудования маломерных судов промыслового флота».

Описанная выше практика сложилась к 80 - м годам XX века и с незначительными изменениями сохраняется по настоящее время. Эта специфика далеко не случайна. Выше указывалось, что протяжённость рек имеющих рыбохозяйственное значение составляет не менее 400 тыс. км, в то время как суммарная длина внутренних водных путей, на которые распространяется юрисдикция Речного Регистра и Судоходной инспекции равна 97 тыс. км.

Разность между этими двумя числами составляющая порядка 303 тыс. км, приходится на т.н. «несудоходные» реки. Как правило, это акватории, которые по преобладающим на них гидрометеорологическим и гидрографическим условиям могли бы быть отнесены к бассейнам соответствующим разрядам Речного Регистра «Л», реже «Р».

По характеристикам судового хода многие из них в наибольшей мере соответствуют малым рекам классов VI и VII («а» и «б»), Т.е. гарантированные глубины судового хода могут составлять 0,7 - 0,35 м, ширина судового хода - 30-14 м и менее, радиус скругления судового хода 150 м и менее. Какая либо судоходная обстановка на них отсутствует.

По своим характеристикам к рассматриваемым объектам близки т.н. «удалённые и труднодоступные водоёмы» не имеющие непосредственного сообщения с магистральными реками.

Тем не менее, на многих их этих несудоходных водоёмов ведётся промысел либо разведение рыбы. Причём, как правило, с использованием разнообразных судов и плавсредств. В силу этих обстоятельств, как отражение существующих реалий сложился абсурдный, но ставший «де факто» практически официальным, термин: «судно для плавания по несудоходным рекам». Хотя по логике тот факт, что по реке плавает судно уже достаточен для отнесения её к судоходным.

Между прочим, этот термин «плавание судна по несудоходным рекам» существует не только в практике рыбного хозяйства. Суда для работы на «несудоходных» реках строились и эксплуатировались флотом лесного хозяйства. А в практике Государственной инспекции по маломерным судам существует такая вполне официальная формулировка как «Правила плавания по несудоходным водным путям» и соответственно возможность получения удостоверения с правом управления судном на «несудоходных водных путях»!

Как видим, условия работы флота рыбного хозяйства на внутренних водоёмах весьма различны, что накладывает отпечаток на их облик, вносит разнообразие в типаж судов, выполняющих хотя бы и схожую работу, но в различных бассейнах. Так, если для одних судов важно противостояние волнению высотой 1 -2 м, а в некоторых случаях и 3 м, то для других важнейшим качеством является «проходимость» в условиях мелководья и стеснённого фарватера.

Однако неизменно один из самых важных критериев предъявляемых к этим судам, это снижение строительной стоимости и эксплуатационных расходов, поскольку от них в первую очередь зависит себестоимость рыбопродукции и рентабельность деятельности предприятия.

Существенным фактором, влияющим на определение главных размерений, является необходимость обеспечить транспортабельность большинства судов железнодорожным, а в ряде случае и автомобильным транспортом. Это обусловлено тем, что при сосредоточении строительства флота примерно на десятке предприятий, потребители (судовладельцы) распределены практически почти по всей территории России, причём зачастую на удалённых и замкнутых водоёмах.

По этой причине, габаритные размерения подавляющего большинства добывающих и некоторой части обрабатывающих и приёмнотранспортных судов принимаются в пределах, соответствующих габаритов. По тем судам, габариты которых выходят за пределы стандартного габарита погрузки, разрабатываются согласованные с железнодорожным транспортом проекты их перевозки как грузов той или иной степени негабаритности. В некоторых случаях, как, например у мотоневодника пр.20790 предусматривается возможность демонтажа рубки.

Учитывая рассредоточенность практически по всем внутренним бассейнам, важным требованием к судам является высокий уровень ремонтопригодности, предполагающий возможность обслуживания на небольших предприятиях со слабой технической оснащённостью. Достаточно широко распространён «саморемонт» силами экипажей.

Если же говорить конкретно о роли флота в рыбном хозяйстве, то следует отметить, что свыше 60% рыбы добывается флотом или с помощью флота(около 30% рыбы добывается подлёдным промыслом в зимний период).

Основные методы промышленного лова рыбы в нашей стране это:

Причём при промысле по открытой воде на плавные и ставные сети приходится порядка 34 % выловленной рыбы, на закидные невода -33%, на тралы - 4%, с помощью ловушек добывается до 27%. На прочие орудия лова приходится до 2% улова.

Не столь заметна, но не менее важна роль судов и плавсредств в обеспечении товарного рыбоводства, где они выполняют следующие функции:

Соответственно в этой книге будут рассмотрены следующие группы и классы судов и плавсредств.

Суда обслуживающие неводной лов: баркасы-метчики, тоневые боты, самомётные неводники, дубы-неводники, мотоневодники.

Суда обслуживающие сетной лов: боты сетеподьёмники и сетные лодки.

Суда обслуживающие траловый лов: траловые боты.

Обрабатывающие суда: рыбоприёменые пункты, ларевые плашкоуты.

Приёмно-транспортные суда: приёмно-транспортные рефрижераторы, ларевые боты, живорыбные суда, живорыбные прорези.

Суда и плавсредства обеспечивающие товарное рыбоводство: кормораздатчики, плавучие кормушки, камышекосилки, турбоаэраторы, потокообразователи, плавучие насосные станции, суда для обслуживания искусственных нерестилищ, мелиоративные земснаряды, промысловохозяйственные лодки.

Специальные суда, исключительно для обслуживания ставных неводов, лова с помощью ярусов (лонг-лайнеры), и ловушек для внутренних водоёмов практически не строились. Для этих целей использовались, как правило, суда занятые на сетном лове. Такие виды лова как троллинг, удебный и гарпунный промысел в отечественном промышленном рыболовстве на сегодняшний день применения не нашли. Соответственно и классы троллеров, клиперов и гарпунных ботов отсутствуют.

В книге не рассматриваются сухогрузные и наливные суда, паромы, толкачи, буксиры, разъездные катера и иные суда применявшиеся рыбохозяйственными предприятиями и организациями исключительно для внутрихозяйственных грузовых и пассажирских перевозок и не использовавшиеся на промысле.

промысловые суда, рыбоводство, рыболовство, рыбный промысел

Вернуться в раздел

На главную страницу